| Буквально 3 года назад Гузель Бакеева занимала должность начальника
отдела маркетинга крупного предприятия в Казани. Достигнув практически
потолка в этой области Гузель оставила престижную работу и переехала в
Москву, покорять новые вершины. Сейчас Гузель учится на дизайнера
интерьеров в Британской Высшей Школе Дизайна и создает настоящие
шедевры из бисера. В июне 2009 года ее вышитая бисером сумочка приняла
участие в конкурсе Treasures of TOHO, проходившем в рамках самого
престижного в мире бисерного шоу Bead&Button в Milwaukee, США. Посетите живой журнал Бакеевой Гузель, чтобы увидеть остальные ее работы и узнать о возможности их приобретения. Возможно, вам так же будет интересно прочитать статью о том, как Гузель создает свои украшения, которую она написала эксклюзивно для www.magic-beads.ru
|
Гузель расскажи о себе. Откуда ты родом, где училась работала? Родилась я в солнечной Киргизии, в школу пошла в
городе Ульяновске, а в институт поступила в городе Казани.
Сейчас я очень сильно ощущаю, как мое детское восприятие Средней Азии
влияет на мои этнические украшения, как это выражается в моем
творчестве и каких-то вкусовых предпочтениях. После окончания института
я работала в Казани в области маркетинга, сделала неплохую для своего
возраста карьеру, стала начальником отдела маркетинга очень крупного
предприятия. В 2007 году бросила все и уехала в Москву - хотела учиться
на дизайнера, была такая мечта.
Когда ты впервые сплела что-то из бисера? Что это было? За бисер я первый раз взялась в период своей работы текстильным
дизайнером, я тогда училась на третьем курсе экономического института.
Невероятно, но меня без профильного образования приютил дизайнерский
дом и дал возможность творить, тогда я расшивала бисером дизайнерские
подушки - мне казалось, что с помощью бисера можно передавать красоту
природы.
|
|
| Как давно, по твоему мнению, ты начала заниматься бисером профессионально?Я считаю, что моя профессиональная работа с бисером
началась тогда, когда я уволилась из офиса, и мой заработок теперь
зависел только от меня и моих отношений с бисером. Это произошло в
самом начале 2009 года, до этого я делала и украшения и сумки, но это
было исключительно хобби.
Создание украшений, на сегодняшний день твоя единственная и основная работа?
На сегодняшний день бисер - это моя любимая работа,
но не единственная. Я учусь на третьем курсе Британской Школы Дизайна и
уже потихоньку работаю над интерьерными проектами. В этой работе
гораздо больше рутины, но она не менее творческая и интересная для меня.
|
Как к твоему занятию относятся родственники и близкие?
Муж, по-моему, счастлив, я работаю дома, не
нервничаю, не раздражаюсь, постоянно вытаскиваю его на выставки, благо
в Москве есть что посмотреть, в конце концов могу себе позволить
оплатить какие-то сюрпризы, например путешествие на море. А вот как
относится к такой работе моя мама я еще до конца не поняла, наверное,
все-таки рада за дочь, которая получает от своей работы столько
удовольствия.
Если у тебя спрашивают, кем ты работаешь, как отвечаешь?
Чувствуешь ли ты себя неловко при ответе, мол, все сплошь директоры по
маркетингу и проджект-менеджеры, а я украшения плету, "в игрушки играю".
|
| Если честно, когда меня спрашивают, где ты работаешь - я отвечаю -
дома, это снимает много вопросов, и уже потом добавляю, что работаю
дизайнером. К карьерным штампам типа "директор" и "топ-менеджер" я
давно не отношусь с придыханием, ведь в свое время я прошла через
офисную мясорубку и мне совершенно не хочется в нее возвращаться.
Когда-то работая маркетологом я задумалась, а что собственно после
всего этого моего труда останется - прирост продаж какого-то продукта,
пополнение кошелька дяденьки директора...и что, ради этого я живу?
Теперь у меня в этом смысле полная гармония, я создаю красоту, и
окружаю этой красотой людей - что может быть лучше?
| Как бы ты назвала свою профессию? Или
может быть призвание, род деятельности. Может быть, пора придумать
название для подобных художников. В США вот бид-артисты, а у нас что?
Бисероплет, мастерица, рукоделием занимаюсь, из бисера плету?
Мне очень нравится, что в США можно гордо назвать
себя "бисерный художник", у них даже украшения из бисера называются не
бижутерией как у нас, а ювелиркой, это звучит! Мне кажется у нас можно
назвать себя Дизайнером украшений - почему нет, звучит приятно и
снимает лишние вопросы. | Не думаешь, что пора ребрендить бисероплетение, пытаться как-то менять сознание окружающих? Пока
еще
многие не относятся к занятию бисероплетением, как к искусству. Сейчас,
не смотря на появление интересных авторов в России, скорее отношение к
нему как к
ремеслу, самодеятельности.Это сложный вопрос, не у всех любительниц
бисероплетения заложено художественное начало как дар, в любом случае,
мало у кого на уровне хобби могут получиться высокохудожественные
авторские работы, для этого надо очень много работать - рисовать,
изучать дизайн украшений, теоретические основы дизайна. Это как в
шитье, шить умеют многие, но шить как Ив Сен Лоран - единицы, так же в
любом рукодельном начинании. Чтобы рукоделие переросло в искусство
необходим качественный личностный скачок. Мой скачок еще не произошел,
мне для этого еще работать и работать.
Конечно, для большинства бисер - это просто приятное хобби, и это очень
хорошо, когда есть возможность из качественного материала по
качественным схемам творить самой красоту, по-моему это замечательное
занятие! У всех авторитетных бисерных художников есть свой стиль, по которому их можно
запросто определить. Как ты назовешь стиль, в котором ты работаешь?
Мне часто говорят, что у меня есть свой стиль,
слышать это приятно, но мне трудно как-то его определить. Могу лишь
сказать с уверенностью, что мне хорошо удается этника, о чем я уже
говорила в начале. Если я делаю что-то без предварительного эскиза и
проработки - у меня обязательно получится что-то этническое, рука сама
выводит узоры, видимо, это заложено где-то в подкорке. Меня вдохновляют
орнаменты, архитектура, особенно мусульманская, этнические украшения
народов всего мира, наверное это все как-то выплескивается в том, что
делаю я.
Легко ли ты меняешь стили, часто ли экспериментируешь с разными стилями? |
| Стили меняю часто, от женственного и легкого до сурового драконьего, у
меня в голове постоянно витают идеи и создавать что-то в рамках одного
стиля, например, коллекцию очень трудно.
| Можно ли представить украшения от Гузель Бакеевой в стиле минимализма?
Если мне поставят задачу сделать в минималистическом стиле крупное
украшение - я сделаю, вот что не могу делать - это малюсенькие штучки,
мне нужен размах.
Как рождаются идеи украшений? В чем ты черпаешь вдохновение, в музыке, в природе, может быть в живописи или еще где-то? | Конечно, нельзя создать украшение на пустом месте, без образов вдохновителей - это будет просто
"изделие". Меня вдохновляет всё - красивые женщины, загадочные взгляды,
природа разных стран, ткани, узоры, фрукты, архитектура, живопись. Мне
часто говорят - как вы хорошо используете цветовой круг, это вызывает у
меня улыбку - я правда не использую цветовой круг, куда лучше этого
круга картины импрессионистов, например.Формализуешь ли ты идеи, перед
воплощением, рисуешь ли эскизы, создаешь ли план? Четко ли знаешь к
моменту реализации, что получится в конце, или же украшение может
сильно преображаться в процессе непосредственной реализации?
Я обязательно рисую эскиз, без эскиза невозможно
передать образ желаемого, как правило, я рисую много эскизов, потом
выбираю лучший из них, меня очень радует, когда готовая работа очень
похожа на эскиз. Для каждой новой работы я создаю папочку на компьютере
с картинками-вдохновителями, это могут быть мои фото из путешествий,
просто фото природы, примеры тканей, всё это так или иначе отражается в
работе. Это интересный творческий процесс, главная его цель -
достижение максимального отображения задуманного образа в готовом
украшении. |
| Какие материалы ты используешь в работе? Где приобретаешь? Насколько строго относишься к качеству материалов?
В моих складских домашних запасах такое
многообразие материала, что всего и не перечислишь. Конечно, бисер:
Тохо, Миюки, чешская Шарлотта, кабошоны из натуральных камней, жемчуг,
кристаллы Swarovski, авторская металлическая фурнитура, натуральная
кожа, фетр. Хорошо, что японский бисер
теперь можно купить у нас, я очень этому рада. За границей в основном
покупаю камни, очень интересные можно купить и в Москве, на Симфонии
Самоцветов. От материалов во многом зависит успешная реализация задумки
украшения, но дорогой материал все-таки не может определить до конца
успех украшения, я по-прежнему считаю, что и из простых материалов
можно создать шедевр. Я работаю с дорогим качественным бисером только
потому, что это очень удобно, не надо мучиться с калибровкой, не
боишься, что бисер облетит на заказчике.
| Как ты считаешь, реально ли женщине из
России сделать рукоделие своей работой? Или же препятствий слишком
много? Вопрос не в том, реально ли это в принципе, понятно, что может
случиться практически все что угодно. Возможно ли, чтобы это стало
массовым явлением, ведь сейчас подобный способ заработка не
воспринимается всерьёз.
Все зависит от отношения к своему труду. Если к
разработке и созданию украшений из бисера женщина подойдет как к
бизнесу, будет рассчитывать издержки, себестоимость, жестко планировать
свое время, строить отношения с заказчиками, всерьез подойдет к
разработке дизайна украшений, к разработке собственных технологий, то
конечно из хобби бисер превратится хорошо оплачиваемую работу. Это
абсолютно реально. |
Как ты считаешь, не убивает ли повторение
работ под заказ способность к творчеству? Не притупляются ли чувства,
помогающие находить новые формы и смыслы?
Я делаю повторы, до 4-5 повторов максимум. Как
правило, в реальности не более трех: заканчиваются материалы. Такой
уровень повторов не убивает творчество, наоборот, некоторые навыки
оттачиваются. Мне очень трудно отказать человеку, который не успел
купить первую модель, и очень хочет похожее украшение, я иду на
встречу. Но когда речь идет о массовом производстве, 20 повторов и
более, это уже ремесло. Это не для меня, в работе постоянно должна быть
новизна.
Много ли рутины в твоей работе?
Самое рутинное в моей работе - это край изделия, он
должен быть идеальным, времени отнимает много, а творчества в нем ноль,
но это мелочи. В разработке интерьера гораздо больше рутины, я уже не
говорю о 3D моделировании.
Как относишься к критике?
Я очень болезненно отношусь к критике, если кто-то
критикует мои работы в моем LJ - я просто удаляю комментарии, не хочу
портить себе настроение. Лучший критик - я сама, достаточно отойти от
работы на пару дней и можно увидеть все ее недостатки и принять меры. Я
очень и очень критично отношусь к своим работам, знаю их недостатки и
достоинства и перерабатываю этот опыт уже в следующих работах. |
|
| Какие зарубежные авторы для тебя являются примерами, есть ли такие?
Конечно, раньше я делала только сумки, украшения я стала делать только после того, как увидела работы Шерри Серафини,
потом уже стала знакомиться с творчеством других мастеров - Хайди
Куммли, очень люблю романтические работы Татьяны Ван Айтен, цветочные
композиции Карен Пауст, Марго Филд, обожаю строгие работы Эдды Блум. |
Каких российских авторов выделишь? Как в целом охарактеризуешь ситуацию с бисероплетением в России?
Выделять кого-то - это обижать других, я многих
наших мастеров люблю и знакома с ними лично.
Мне нравятся женственные работы Неллы Москвичевой, совершенно дикие
необузданные Натальи Галецкой, плетеные чудесные Оли Шумиловой,
продолжать можно долго, у нас действительно много достойных мастеров, у
каждого действительно есть свой почерк, появляются новые таланты,
только успевай следить. Мне это нравится, каждый раз подстегивает
развиваться, чтобы не отстать, хороший стимул для развития.
В какую сторону планируешь развиваться в дальнейшем? Есть какие-то
планы? Есть желание связать свою жизнь с бисероплетением, или же есть
какие-то другие творческие планы?
У меня в планах родить двоих детей, это сейчас
самое главное, а бисер, конечно, навсегда останется в моей жизни, это
любовь навсегда. После окончания Британской Школы Дизайна, мне бы
хотелось пройти курс в Школе Декора "Детали”, потому что декор - моя
страсть, я обязательно стану декоратором.
Автор:
Таня Захарова
|
|
|